Первая попытка собрать воедино, проанализировать и обобщить материал по пароходной почте России была предпринята профессором Н. В. Лучником в статье «Пароходная почта в России» («СК-7»). В ней впервые было обращено внимание на большую и малоизученную область филателии, интерес к которой стимулировал поиск. Новые находки и открытия автора позволили коллекционерам, занимающимся изучением пароходной почты, разобрать и систематизировать собранный материал. В статье намечены и пути дальнейшего поиска, предсказана вероятность существования конкретных типов ;гашений по ряду маршрутов.
Первая попытка собрать воедино, проанализировать и обобщить материал по пароходной почте России была предпринята профессором Н. В. Лучником в статье «Пароходная почта в России» («СК-7»). В ней впервые было обращено внимание на большую и малоизученную область филателии, интерес к которой стимулировал поиск. Новые находки и открытия автора позволили коллекционерам, занимающимся изучением пароходной почты, разобрать и систематизировать собранный материал. В статье намечены и пути дальнейшего поиска, предсказана вероятность существования конкретных типов ;гашений по ряду маршрутов.
С момента появления статьи прошло 16 лет. За это время была найдена почтовая корреспонденция, отправленная в разной время По различным линиям со всевозможными почтовыми пометками, свидетельствующими о пересылке их корабельно-пароходной почтой, погашенная ранее неизвестными штемпелями. Эти данные позволяют уточнить и существенно дополнить список штемпелей гашений.
Цель опубликования перечня — ознакомить широкий круг филателистов с найденным материалом и описать ряд определенных видов и типов штемпелей гашений. Материал построен в соответствии со статьей Н. В. Лучника. Собранный материал позволил не только существенно дополнить имеющийся список, но и вызвал необходимость видоизменить существующую классификацию штемпелей. Введены следующие новые условные обозначения:
«I» — период обращения; «1» — тип штемпеля»; «а» — разновидность.
Рассмотрим отдельно штемпеля, применявшиеся на линии Балтийского моря. Они не входят в общую классификацию, которая построена по временным периодам обращения. Балтийское море — единственный регион, на линиях которого до-марочные штемпеля использовались для корреспонденции. Штемпеля, применявшиеся здесь в марочный период, не имели календарной даты, за исключением одного штемпеля III периода.
Штемпеля клеймения на линиях Балтийского моря:
Текст
1
Кронштадт
парах, steamr 9 маїя 1839
2
С. Петербург
парох. 2 окт. 1835
3
С пароходом из Кронштадта
4
С кораблем из С.-Петербурга
5
С пароходом из С.-Петербурга
6
7-11*
С пароходом из Шлиссельбурга
* Применялись на судах, следовавших в Финляндию и обратно.
Перечень штемпелей на пароходных линиях России:
Автор: Н. Мандровский