Магазин марок России и СССР, марок всего мира, материалов по истории почты, открыток, автографов

+7 (495) 518-40-96

+7 (499) 978-26-03

г. Москва, ул. Долгоруковская, дом 40

Возвращаясь к истории почты Тувы Добавлено: 2014-05-23 12:27:10

До выхода монографии С. Блехмана (Блехман С. М. История почты и знаки поч­товой оплаты Тувы. — М.: Связь, 1976. Здесь и Далее в тексте ссылки на указанную монографию) и предшествующих ей его же статей («СК-1», «СК-8») не было практически ни одно­го справочника или каталога, охватываю­щего во всей полноте выпуски почтовых эмиссий этой республики.

До выхода монографии С. Блехмана (Блехман С. М. История почты и знаки поч­товой оплаты Тувы. — М.: Связь, 1976. Здесь и Далее в тексте ссылки на указанную монографию) и предшествующих ей его же статей («СК-1», «СК-8») не было практически ни одно­го справочника или каталога, охватываю­щего во всей полноте выпуски почтовых эмиссий этой республики. Иностранные ка­талоги Ивер, Михель и другие давали на своих страницах далеко не полный пере­чень марок Тувы. Известно, что в конце 50 — начале 60-х годов предпринимались попытки создать каталоги марок Тувы. Как пример можно привести «Каталог ма­рок Танну-Туяинской Народной республи­ки 1926—1944 гг.», изданный ограниченным тиражом Киевским обществом коллек­ционеров в 1959 г. под ред. Е. Добрянского. Каталоги страдали неточностями, и зас­луга С. Блехмана в том, что он впервые на документальной основе создал моно­графию о почтовых эмиссиях Тувы. Она была издана 10 лет назад. За эти годы усилиями филателистов нашей страны бы­ли найдены марки, вообще ранее не опи­санные иди описанные как предположи­тельно существующие, а также конверты со штемпелями, о которых С. Блехман пи­сал, что они были переданы в СФА для гашения по заказу марок.

     Цель статьи, которую автор посвящает памяти С. Блехмана, уточнение, а также дополнение его работы новыми материала­ми.

     На с. 57 монографии сказано, что марка № 11 имеет надпечатку черного цвета. В действительности эта надпечатка красного цвета. Надпечаток другого цвета на мар­ке не обнаружено. Существуют, правда, отклонения от основного цвета: начиная от розового до темно-красного (это зави­сит от того, в начале или в конце тиража нанесена краска при яадпечатыаании, а также от ее густоты).

     Если существует два тиража марки, на которой производилась надпечатка, как указывает С. Блехман, то выпуск должен иметь следующие разновидности: I выпуск (I тираж); I выпуск (II тираж); II вы­пуск   (I-тираж); II выпуск   (II тираж).

     Найдена также разновидность марки № 23 с зубцовкой 10, ранее неизвестная без надпечатки. В настоящее время известно более 10 экземпляров этой марки, что не исключает возможности нахождения я большего числа экземпляров. По-видимо­му, должен существовать как минимум 1 лист, т. е. 96 марок с указанной зубцов­кой. Все известные экземпляры — одиноч­ки чистые. Пар, квартблоков, сцепок, а также марок с краем листа пока не най­дено. Так как марки с комбинированной зубцовкой появляются в результате добивки добавочной перфорации на месте про­пуска перфорации, то возможно будет, най­дена марка № 23 с пропусками перфора­ции по любой из трех сторон, а также мар­ка с зубцами 10 1/2 10 : 10.

     Аналогичный вывод распространяется а на марку № 24 номиналом 28 коп. В под­тверждение этого найден пока единствен­ный чистый экземпляр с зубцами 10: 10 1/2: 10 1/2 (рис. 1). Это же предложе­ние верно и для марок № 38 и 39.

     В седьмом выпуске найдена новая раз­новидность марки № 49 с зубцами 14 (рис. 2). Так как данный выпуск имеет беззубцовый вариант, необходима квалифи­цированная экспертиза. Найдена также марка восьмого выпуска № 59А с зубцов­кой 12 1/2, известная ранее только по опи­санию (рис. 3).

    Девятый выпуск следует дополнить разновидностью марки № 68 номиналом 50 коп. с зубцами 14:10:14:14 (рис. 4). Данная марка известна пока в двух чис­тых экземплярах. Наличие комбинирован­ной зубцовки на марках № 66 и 68 позволяет предположить существование их с пропусками перфорации внизу слева и вверху справа.

     В описание одиннадцатого выпуска сле­дует добавить, что марка № 71 номина­лом 5 коп. найдена с пропуском перфорации по вертикали слева, а также с зубца­ми 14:14:14:10 (рис. 5, 6). Обе разно­видности чистые, известны в одном экземп­ляре.

     Марка № 69 номиналом 1 коп. найдена большего размера по вертикали: 31,5 мм вместо 29,5 мм   (рис. 7). Наличие марки большего (размера может быть использова­но фальсификаторами для изготовления марок с «пропуском» перфорации по гори­зонтали сверху или снизу, а также для из­готовления различных «комбинированных» зубцовок.

     В двенадцатом выпуске найден верти­кальный тет-беш марки № 84Б с зубцами 14 с пропуском перфорации по горизонта­ли между марками. Марки гашеные (рис. 8).

При описании восемнадцатого выпуска следует добавить, что найдено еще два экземпляра марки № 132 — один чистый и один гашеный, а также найден второй экземпляр марки № 133. Марка гашеная (рис. 9). Эта марка (на вырезке) была привезена в 40-х годах красноярским фи­лателистом 3. М. Луговым из Кызыла. К сожалению, до настоящего времени вырез­ка конверта с остатком штемпеля не сох­ранилась, а остаток штемпеля на марке неразборчив. Найдены также пробные мар­ки № 134 и 135 девятнадцатого выпуска в дополнение к пробной марке № 136, списанной С. Блехманом. Все марки черного цвета, отпечатанные типографским способом с подлинного клише, с клеем.

     Во втором временном выпуске И927 г. автором монографии указаны только две марки номиналом 8 коп. и 14 коп. с пе­ревернутой надпечаткой. Каталог Ивер 1984 г. поместил также и две другие мар­ки — номиналом 18 коп. и 28 коп. с пе­ревернутой надпечаткой. Еще раньше в Tanny-Tyva catalog, изданном в США в 1975 г., появилась марка номиналом 28 коп. с перевернутой надпечаткой. До нас­тоящего времени в советской филателисти­ческой периодике не было упоминания о существовании двух последних марок. По­иски, проведенные советскими филателис­тами — собирателями специализированных коллекций Тувы, позволили найти несколь­ко экземпляров марки номиналом 18 коп. с перевернутой надпечаткой (рис. 10). Мар­ка с перевернутой надпечаткой в 28 коп. До настоящего времени не найдена. Поис­ки следует продолжить.

     На стр. 70 монографии С. Блехмая ука­зывает на существование еще одной марки шестого временного выпуска -1933 г. с большой надпечаткой 15 коп. на номинале 1 руб. красно-малинового цвета. В настоя­щее время обнаружено еще несколько та­ких марок, в том числе с разновидностью, присущей каталогизированной в моногра­фии под № 40 марке с малым нумерато­ром. Нахождение этих марок (рис. 11) поз­воляет предположить подобную разновид­ность и на марках № 41.

     Каталог Ивер и другие каталоги иност­ранных фирм не указывают марок семнад­цатого стандартного выпуска 1941 г. в га­шеном виде. Тем не менее их почтовое обращение не вызывает сомнений. Найде­ны конверты служебной переписки, фран­кированные марками № 130, а также вы­резки из конвертов с марками других но­миналов.

     В связи с тем, что почтовые отправле­ния со    штемпелями     Тувы    встречаются крайне редко и указания автора моногра­фии на время     применения и назначение некоторых     штемпелей     установлены    не совсем точно,     хотелось бы совместными усилиями филателистов, собирающих мар­ки Тувы, восполнить    этот пробел. Автор статьи не претендует на полноту информа­ции и будет признателен всем, филателис­там, приславшим дополнительные сведения и уточнения.     Так, применение штемпеля рис. 11 (здесь в далее ссылки на рисунки по книге С. Блехиана. Номера рисунков в скобки не берутся) для гашения марок первого стан­дартного выпуска довольно подробно опи­сано    в    монографии.     Применение этого штемпеля для гашения     тувинских марок первого выпуска освещено только на при­мере сопроводительных   адресов к посыл­кам.   О применении   его   для   гашения пи­сем,    кроме    филателистических, - сказана очень мало. В последнее время найден в ряд писем, отправленных из Кызыла в Москву, Ленинград и адресованных    частным   ли­цам,    с    штемпелями   гашения   августа — сентября 1927 г. Среди штемпелей Кызы­ла   наиболее   интересными следует,   по-видимому,   считать   штемпель рис: 16. Связаноэто с тем, что он длительное время при­менялся как «штемпель одолжения». Вре­мя применения его как почтового не уста­новлено. Для наглядности рассмотрим поч­товые отправления, погашенные этим штем­пелем. Наиболее раннее почтовое гашение им определено в монографии — 30 октяб­ря   1927 г. «В дальнейшем штемпель был передан в Советскую     филателистическую ассоциацию и использовался для гашения по заказу марок, поступивших в филате­листическую торговую сеть для коллекцио­неров» (с 42).,

     В результате поисков удалось найти ряд конвертов, отправленных из Кызыла в СФА с марками третьего этнографического вы­пуска, погашенных этим штемпелем с датой 10 марта 1928 г. Назовем время при­менения штемпеля с 30 октября 1927 .г. по 10 марта 1928 г. первым периодом почто­вого   использования   штемпеля.   Найденные в дальнейшем марки и конверты, погашен­ные штемпелем рис. 16, дают следующую картину:

A.   Известна почтовая карточка (описана А.   Крониным) (см. список литературы монографии С. Блехмана), отправленная из   Кызыла в Швейцарию с марками № 15, 16. Адрес отправителя не указан, но судя по тексту отправлена она   из   Почтового управления Тувы, так как речь в ней идет о продаже марок   за   границу для   филателистических фирм. Штемпель отправления — рис. 16 — датирован 15 марта 1930 г.

     Б. Вырезка из конверта с марками № 21, 22, 18. Дата отправления 2 января 1930 г.

     B.   Конверт №   1   (рис.   12). Погашен в Кызыле 26 июля 1935 г. Прибыл в Москву 8   августа   1935   г.     (отправлен из   Тувинбанка   в   Кызыле в   «Востокскотимпорт» в Москве).

     Г. Конверт из Кызыла в Киев, в конто­ру «Цветметсбыт». На конверте марка № 41 погашена штемпелем (рис. 16) с датой 8 января 1933 г. и датой прибытия в Киев 21   января   1933 г.   (рис.   13).

     Кроме описанных почтовых отправлений и вырезок из них известна марка № 37, по­гашенная этим же штемпелем. К сожалению, дата гашения не видна. Так как тираж марок весьма незначителен и был выпущен в 1932—1933 гг. (через СФА они не продавались, а использованы были толь­ко для франкировки почтовых отправлений), можно с уверенностью сказать, что гаси­лась марка нормальным почтовым гашени­ем.

     Итак, сделаем некоторые выводы:

     1.   Могло   существовать два   идентичных штемпеля,     один из которых находился в СФА и которым гасились марки по зака­зу. Этот вывод автору представляется наи­более вероятным.

     2.   После    непродолжительного использования этого штемпеля для     «гашения по заказу»   он был снова передан на   почту. Можно назвать это вторым периодом ис­пользования штемпеля. Штемпель известен в оттисках с 2 января 1930 г. по 26 июля 1935 г. В этом случае утверждение А. Кронина о том, что «сданный штемпель приме­нялся для гашения марок по заказу, на­чиная от первого выпуска 1926 г. до один­надцатого выпуска 1935 г.», сделанное им в докладе перед  Британским обществом русской филателии, представляется явно ошибочным, что подтверждается и найден­ными филателистическими документами. Необходимо более тщательное и расширен­ное исследование области применения это­го штемпеля с привлечением большего чис­ла филателистов.

До настоящего времени был известен по описанию только один оттиск штемпеля — рис. (18 — с датой июль 1935 г. В послед­нее время найдена марка № 61, погашенная им. Штемпель — диаметром 30 мм фи­олетового цвета с датой гашения 3 июля 1935 г. (рис. 14). Необходим поиск марок и почтовых отправлений с указанным штемпелем, чтобы можно было сделать заклю­чение о времени его применения.

Штемпель рис. 21 с индексом «С» найден с датой 31 июля 1936 г. Пока эту да­ту следует считать наиболее ранней.

Найден штемпель рис. 31 на конверте № 3 и на вырезке из конверта № 4. Даты гашения соответственно 13 ноября 1941 г и 1 апреля 1942 г. Последнюю дату следует считать наиболее поздним применением штемпеля рис. 21.

Автор: О. Сельников